Бывает так, что ребенок, которому по возрасту положено проявлять активность больше, чем кому-либо другому, предпочитает не делать ничего.
Спать до обеда, «залипать» в сериалы или компьютерные игры, отказываться помогать по дому, забрасывать хобби и увлечения, «съезжать» в учебе, не выходить лишний раз на улицу для общения с друзьями, и так далее.
Родители в такой ситуации бьют тревогу и пытаются придумать, как не позволить сыну или дочери окончательно скатиться в бездну ничегониделания и апатии. В этой статье мы попытаемся разобраться, в чем могут быть причины такой проблемы, и какие методы борьбы с детской ленью можно использовать.
Почему ребенок ленится, и что делать в каждой конкретной ситуации?
Причин того, что у ребенка нет энергии для активностей за пределами какого-то необходимого минимума, может быть достаточно много. Вот наиболее распространенные из них (и соответствующие способы победить детскую лень):
Низкая мотивация
Чтобы что-то делать, нужно видеть в этом какой-то смысл, понимать, зачем это нужно (даже если задача сама по себе достаточно бессмысленна, но имеет значение в контексте какого-то более крупного дела). Наверняка вам самим тоже очень сложно заставить себя заниматься чем-то, что кажется вам пустой тратой времени.
Но взрослые хотя бы обладают достаточными ресурсами, чтобы заставить себя заняться нежеланным делом, в отличие от детей.
Последние могут просто не понимать, зачем мыться, если завтра снова запачкаешься; зачем учиться лучше, если из школы не выгонят и с тройками; зачем идти и общаться с кем-то, затрачивая на это усилия, если поиграть в игру на компьютере гораздо проще.
Поэтому очень важно объяснять ребенку, зачем он должен чем-то заниматься.
Не просто говорить ему убрать игрушки, потому что так надо – рассказывать, что если они будут лежать, где попало, то могут упасть и сломаться, на них кто-то может наступить, да и в принципе передвигаться по квартире будет проблематично.
Очень важно выдавать подобные объяснения в доброжелательном тоне, а не в формате ругани или высказываний в духе «как можно не понимать таких простых вещей». И если ребенок сам спросит, зачем ему совершать то или иное действие – не поленитесь найти хорошее объяснение.
Гиперопека
Как показывает практика, далеко не все родители/бабушки/дедушки, которые чрезмерно опекают своих детей/внуков, отдают себе в этом отчет и умеют вовремя остановиться. Речь в данном случае идет о стремлении все делать за ребенка: ведь и помыть посуду, и сложить вещи, и застегнуть рубашку взрослые могут гораздо более быстро и умело, чем их сын или дочь.
Детям в принципе свойственно исследовать мир и стремиться к самостоятельности.
Им действительно хочется попробовать все самим, но если этот энтузиазм постоянно задавливается родительским «давай лучше я, а то поранишься», «это сделаю я, а то ты будешь долго возиться» и тому подобным, то со временем он просто угасает. Зачем ребенку пробовать что-то, если взрослые все равно разберутся с любой проблемой сами, а он, по всей видимости, для этого недостаточно хорош?
Поэтому не мешайте ребенку тестировать реальность. Пусть он что-то разобьет, разольет, сделает далеко от идеала или будет возиться слишком долго – зато он вымоет посуду сам, наведет порядок в своем шкафу сам, почистит апельсин сам. И если, вдобавок к этому, он получит похвалу от вас, то стимул пробовать и дальше станет еще сильнее.
Отсутствие интереса
Бывает и такое, что детская лень появляется просто из-за того, что ребенку банально скучно. Ему не нравится то, чем он, по каким-то причинам, должен заниматься, и он не видит смысла принуждать себя к подобным активностям.
Здесь нужно смотреть, о чем именно идет речь. Если это учеба в школе, то придется объяснить сыну или дочери, почему это все же важно и нужно, и помочь ему/ей найти какие-то предметы, которые могут быть более интересными и «вытянуть» на себе хоть какой-то интерес к школьным занятиям.
Если же ребенка записали на кружок рисования, а он хотел заниматься хоккеем – возможно, просто не стоит мучать его тем, что ему не нужно. Выбирайте дополнительные активности только вместе с ребенком, даже если вам очень хотелось бы, чтобы он стал пианистом, футболистом, или кем-то еще в этом духе.
Он вправе жить и наслаждаться своей жизнью так, как ближе именно ему.
Особенности темперамента
Не все дети рождены быть «электровениками», у которых всегда есть энергия и желание чем-то заниматься. Типология видов темперамента: меланхолик, флегматик, сангвиник, холерик – основана на особенностях высшей нервной деятельности, и это те особенности, которые обуславливают манеру поведения ребенка физиологически.
Детская лень может быть не столько ленью, сколько расторопностью и медлительностью меланхолика или флегматика.
Обладателям такого темперамента нужны задачи, для выполнения которых требуется усидчивость, концентрация, а не максимальная общительность и скорость (и уж тем более не соревнования на скорость).
В то же время, холерикам и сангвиникам именно такие задачи даются хуже всего – им лучше давать задания на быстроту реакции, на активные коммуникации с другими людьми, на частую смену видов деятельности.
Если ребенку по каким-то причинам нужно справляться с заданиями, не подходящими ему по типу темперамента, то это вполне может стать причиной детской лени. Никто не хочет делать то, что у него плохо получается, от чего ему некомфортно, в чем он не сможет достичь успеха.
Поэтому узнайте, какой тип темперамента у вашего сына или дочери (соответствующие тесты можно без труда найти в интернете) и подбирайте для него/нее те занятия, которые ей подходят.
То же рисование может быть интересно меланхолику, а командные спортивные игры – например, сангвинику.
Усталость и/или стресс
Порой причина детской лени кроется в банальной усталости, либо в сложном психологическом состоянии в принципе.
Возможно, ребенок устал от напряженной учебы, или от необходимости посещать большое количество кружков, или от многочисленных домашних обязанностей (особенно, если от него требуется присматривать за младшими братьями/сестрами).
А возможно, он не может найти общий язык с одноклассниками, или даже с кем-то из учителей. Может, он переживает из-за разногласий между мамой и папой и перспективы их развода. Или, возможно, он влюбился, а объект его романтических чувств не ответил ему взаимностью.
Да или просто ему кажется, что он одет недостаточно стильно по сравнению со сверстниками – поверьте, у детей могут быть миллионы причин для переживаний и страданий, которые даже не придут вам в голову, и которые покажутся взрослому человеку смешными. Но для ребенка они действительно важны, для него это трагедии, катастрофы относительно его недолгой жизни. И если он тратит все ресурсы на соответствующие переживания, то на остальное их просто не остается.
Поэтому очень важно чутко прислушиваться к состоянию своего ребенка. Никогда не высмеивайте то, что для него существенно, постарайтесь создать в семье атмосферу, при которой он сможет без страха обратиться к вам за помощью и поддержкой. И тогда избавиться от стрессового фактора и, как следствие, от детской лени будет гораздо проще.
Низкая самооценка и боязнь неудач
Последняя из распространенных причин того, что ребенок ленится – это его неуверенность в успехе из-за низкой самооценки. Понятно, что под лежачий камень вода не течет, и добиться чего-то можно только методом проб и ошибок, но порой страх провала оказывается настолько сильным, что буквально парализует желание делать что-либо в принципе.
Чтобы побороть этот страх, опять же, очень важно давать сыну/дочери чувствовать вашу поддержку. Постарайтесь поменьше ругать их за неудачи (вместо этого лучше проводить разбор ошибок); объясняйте, что нет ничего плохого в провалах, и что вы сами многократно проходили через них; дайте понять, что вы любите своего ребенка вне зависимости от успехов в какой-либо области.
Несколько общих методов борьбы с детской ленью
В завершение приведем еще несколько советов касательно того, как избавить ребенка от привычки постоянно лениться, которые можно использовать вне зависимости от причины этой проблемы:
- Подавайте правильный пример. Дети на подсознательном уровне усваивают те модели поведения, которые демонстрируют им родители. И если вы сами регулярно позволяете себе полениться вместо того, чтобы сделать что-нибудь полезное и нужное, то ребенку начинает казаться, что это норма, что именно так и нужно себя вести.
- Распределяйте обязанности по справедливости. Домашними делами должны заниматься все члены семьи, причем каждый из них должен делать то, что у него лучше получается, для чего он лучше подходит. Если вашему сыну/дочери тяжело дается монотонное протирание пыли с полочек и ящичков, то пусть этим займется кто-то другой, а он, например, вынесет мусор, или пропылесосит, или заварит всем чай. Лучше всего, если вся семья будет заниматься уборкой в одно время, сообща. Можно добавить к этому музыку, или приготовить вместе вкусный пирог в качестве награды.
- Следите за распорядком дня ребенка и за тем, чтобы у него было достаточно свободного времени. Желая отучить свое чадо от детской лени, многие родители начинают буквально закидывать его поручениями и занятиями, но это лишь вызывает еще большее отторжение. Ребенку любого возраста нужно время, чтобы поиграть, отдохнуть, чтобы увидеться с друзьями – и это не менее важно, чем время, выделенное для учебы и внеклассных занятий. Важно также, чтобы он высыпался и соблюдал правильный режим дня.
- Старайтесь не использовать труд как средство наказания. Если за каждый проступок ребенок будет должен мыть полы, ходить в магазин, убираться в комнате или варить гречку, то все эти занятия будут иметь для него негативную эмоциональную окраску. И заниматься ими не из-под палки он больше не захочет.
- Добавляйте игровые элементы в обычные бытовые дела. Это особенно хороший способ, чтобы справиться с ленью у младших детей: можно использовать в занятиях игрушки, придумывать сказки, привносить соревновательные элементы.
- Мы надеемся, что во всем вышеизложенном вы нашли те способы бороться с детской ленью, которые в наибольшей степени подойдут для вас и вашего сына или дочери!
- Похожие посты
- Оставить комментарий
- Вполне возможно еще на фоне нехватки витаминов такое состояние вялое, после зимы и взрослые-то хандрят… Сейчас как раз дочке даю мультивитамины Бэби формула Мишки с йодом и холином, а то к школе готовимся, а стала совсем рассеянная, не старается, не запоминает. Они вкусные, в составе все натуральное, основные витамины и цинк необходимые для детского организма, и йод и холин для улучшения памяти и внимания. С первых дней приема заметно активнее стала девочка, и легче сосредоточиться на учебном процессе и сразу и интерес появился к знаниям.
Если ваш ребенок ленится: как побороть детскую лень
Истинные причины лени
По мнению детских психологов, лень не появляется ниоткуда. В ее появлении лежит множество факторов. Нужно просто присмотреться к чаду, попытаться увидеть скрытые причины лени. К наиболее часто встречающимся психологи относят:
- Недостаток мотивации. Когда малыш отказывается выполнять что-то в группе детского сада, воспитатель проявляет хитрость: раздает специальные задания (полив цветов, раскладывание материала для занятий), устраивает соревнования (кто быстрее и лучше выполнит задание), активно использует методы поощрения. Дети забывают о своем нежелании, увлеченно работают. Близкие же превращают труд дома в монотонную обязанность, тогда любая деятельность становится рутиной, например, ежедневная уборка игрушек, складывание одежды после прогулки.
- Неуверенность в своих силах. Ребенок бывает застенчивым от природы, психологически зависимым от матери, отца. Ему страшно осваивать новое. Но взрослые тоже не любят заниматься неосвоенными делами. Нельзя называть чадо ленивым, если малыш боится начать новое или трудное для него дело.
- Темперамент. Маленькие флегматики отличаются медлительностью. Людям активным дети флегматического темперамента кажутся ленивыми. Подгонять или ругать их смысла нет, так как медлительные трудятся в своем темпе. Ленивыми кажутся и холерики. Такие детки активны в играх, а уборка, учеба – скучные занятия.
- Физическое переутомление. Возникает физическая усталость, когда чадо загружено учебными делами на протяжении недели. Близкие стремятся дать лучшее, водят ребенка помимо учебного заведения в центр развития, танцевальный класс, бассейн, на гимнастику, занятия по английскому. Юный человек лишается сил и не может выполнять трудовые обязанности по дому, например, разобраться в своем шкафу, помочь маме накрыть на стол, полить цветы, погулять с питомцем.
- Психологическое переутомление. Родители хотят видеть в отпрыске успешного человека, поэтому заставляют свободное время посвящать учебе. Дефицит двигательной активности, игровой деятельности приводят к психологической усталости, которая перерастает в нежелание трудиться.
- Опека. В семье могут ограничивать самостоятельность ребенка. Одних раздражает, что малыш долго завязывает шнурки, других волнует, что бантик неопрятный. Когда старший трудится за малыша, лишает его инициативы, тот приучается не к труду, а к привычке ждать, когда за него все сделают.
Что может скрываться за ленью ребенка
Прежде чем избавить ребенка от лени, давайте разберемся, что конкретно скрывается за его нежеланием что-либо делать. Психологи говорят, что зачастую взрослые сами, не желая того, провоцируют малыша на подобное поведение:
- Когда карапуз приходит в детский сад, школу, родные сталкиваются с дополнительными заданиями. Сначала поделки, затем полноценные домашние задания по учебным предметам становятся главным делом дома. Проводя различные выставки, конкурсы, учебные заведения желают помочь детям развить творческие способности. Часто получается наоборот, так как в погоне за победой мамы берутся за выполнение работ сами, оказывая «медвежью услугу» ребенку. Дети быстро привыкают к пассивной роли, не умея проявить самостоятельность.
- Часто смышленые детишки на определенном этапе перестают учиться, появляется проблема, связанная с некоторыми факторами. Например, младшеклассник успешно проходит программу 1-2 класса, его не догружают заданиями более высокого уровня, интерес к учебе угасает. Школьник привыкает быть успешным без усилий. В 3-4 классе многое меняется, программа требует стараний, усидчивости, монотонных повторений. А ребенок, не привыкший прилагать усилия, боится показаться глупым, перестает стараться.
- Первоклассникам некоторые семьи приглашают репетиторов. Тогда младшие школьники не хотят воспринимать информацию учителя, зная, что репетитор объяснит, поможет. Преподаватель видит ленивого ученика, а родители недоумевают, почему растет такой лентяй.
Важно! Ежедневно показывайте малышу, что трудовые навыки делают жизнь интересней, расширяют границы доступного мира. Поощряйте его инициативу, пусть даже ребенок пока еще не владеет отработанными навыками.
Борьба с детской ленью
- Личный пример. Карапузы видят родителей дома расслабленными, максимально честными. Например, если мама постоянно недовольна домашними делами, дочка откажется помогать в будущем. Что делать? Работать с удовольствием маме поможет любимая музыка. Дочь увидит, насколько непринужденно проходит уборка, готовка, и примет участие в труде вместе с мамой.
- Игровые приемы. Дошколенок отказывается собирать игрушки после игры. Предложите убраться наперегонки. Нарисуйте карту, разрезав на части. Спрячьте фрагменты по неубранной комнате. Для поиска карты придется убрать детскую, найти части-пазлы. Угрозы, ругань, заманивания мультфильмом вместо игры только усугубят ситуацию.
- Посильные обязанности. Задания, придуманные отпрыску, должны соответствовать возрасту. Нельзя просить выполнить обширную работу впервые и ругать за неудачу. Сложные задания разделяйте на этапы с перерывами, как заучивание стиха. Ведь проще разделить произведение на четверостишия, учить отрывками. Так и уборка выполняется этапами: сбор мелких игрушек, больших, мягких, конструкторов.
- Метод проб и ошибок. Если чадо против работы, позвольте ощутить последствия лени. Например, первоклашке лениво заучить стихотворение к уроку. Не ругайте его, пусть почувствует, какой он ленивый ребенок. На следующий день появится «двойка», замечание учителя. Школьник расстроится, тогда объясните спокойно, что за отказ от деятельности придется расплачиваться.
- Позитивные ожидания. Метод широко практикуют педагогами, подойдет и родителям. Ребенка хвалят даже за незначительные самостоятельные успехи, за проявление инициативы. Использование метода зависит от личности малыша: темперамента, возраста. Родители лучше знают психологические особенности чада, его предпочтения, склонности.
Что говорят психологи, если ребенок ленится
Поручения, чтобы избавить от лени
Чтобы отучить ребенка лениться, родители могут обговорить с малышом домашние поручения. Причем это должны быть настоящие, важные задания. Чадо почувствует ответственность за выполнение поручения. Задача близких следить за выполнением предложенных обязанностей. Что можно предложить в виде поручений, если ребенок ленится? В зависимости от возраста психологи советуют такие задания:
- 3-4 года – уборка игрушек, помощь маме в вытирании пыли, умывание, чистка зубов, складывание своей одежды для улицы;
- 5-6 лет – поддержание порядка в детской, застилание кровати, присмотр за братом или сестрой младшего возраста, складывание собственной одежды на полки;
- 7-9 лет – мытье посуду, приготовление чая и бутербродов, подготовка учебников и портфеля к школе (контроль родителей остается);
- приучает к труду ребенка любого возраста уход за домашним питомцем. Заведя животное в доме, нужно четко обозначить обязанности каждого члена семьи. Убедить чадо, что кормление, мытье, выгул влияют на самочувствие животного. Например, действенным будет такое задание: предложите сначала вместе погулять, помыть, потом самостоятельно накормить питомца. Не ругайте за пролитую воду, рассыпанный корм. Ведь ребенок старался! Вместе с ним уберите и похвалите его. В следующий раз он будет более аккуратным.
Игры, способные побороть лень
Дошколята воспринимают жизнь через игру, приучать к порядку можно с развлечением. Существует множество игр, которые подскажут, как победить лень ребенка. Например, в домашнем воспитании можно использовать самые простые и доступные игры, не требующие длительной подготовки:
- Дошколенок выбирает игрушку, которая будет уборщиком (медвежонок, зайчик, кукла, собачка). Лапками любимца малыш собирает разбросанные предметы, помещая в специальный контейнер.
- Кто быстрее – команда мальчика с папой, девочки с мамой соревнуются, кто быстрее уберет в ящик свои вещи (игрушки).
- Викторина – ведущий дает задания: собрать пять машинок, положить в коробку три красные игрушки, посадить на диван всех зверушек с круглыми глазками. Продолжайте придумывать, пока все игрушки не окажутся на местах. Потом надо обязательно поощрить малыша сладостью, прогулкой, мультиком.
- Покажем мишке, как разложить красиво вещи: любимец карапуза не знает, как хранятся игрушки между развлечениями. Поможет мишке его хозяин, собравший вещи правильно.
- Комната для куклы – обустройство комнаты покажет ребенку, насколько важно поддерживать чистоту, порядок.
Приучение к домашнему труду
- Малыши обожают помогать родителям в ведении домашнего хозяйства. Детишкам нельзя отказывать в начинаниях, полезнее их поощрять. Карапузам 3-4 лет нравится подавать постиранную одежду маме, стоящей у сушилки. Развешивание белья — прекрасное занятие, воспитывающее аккуратность, внимательность. Или детки стремятся расставить тарелки для обеда и разложить ложки. Мамы часто отвергают такую помощь, боясь, что чадо испортит, испачкает вещи. Родные забывают, что вещи постираются, а отвергнутый малыш запомнит, что мама справляется одна.
- Детям постарше менее интересно помогать дома. Нежелательно давать поручение, ожидая беспрекословного исполнения. Откажитесь от использования домашних обязанностей как наказания за проступок, плохое поведение.
Совет. Малышу предоставляйте право выбора, но без возможности отказаться от выполнения домашней работы.
Ошибочно предлагать мыть посуду или погулять. Предложите на выбор мытье посуды или протирание пыли.
- За проделанную домашнюю работу, которая важна для всей семьи, стоит поощрить чадо походом в кино, прогулкой на велосипедах.
- Приучением к труду занимаются учителя, воспитатели, но родители с опасением относятся к работе за пределами дома. Когда детей просят прийти протереть столы, разложить книги, мамы младших школьников опасаются, что детишек заставят мочить руки, работать с тряпкой. Дети впитывают услышанные слова, затем этим же оправдывают свою лень. Лучше поощрить стремление ребенка заняться общим трудом, обезопасив фартуком, перчатками.
Чтение, как метод, чтобы победить лень
Всем известно, что учеба неотъемлемо связана с чтением. Современные дети отличаются от ребятишек, учившихся 20-30 лет назад. Появились цифровые технологии. Информация детками воспринимается обрывками, как короткие ролики в социальных сетях. Гаджеты заменили многие виды активного отдыха. Ребенок выбирает легкие пути.
Если нужно прочитать длинное произведение, школьник находит сокращенное изложение в интернете. Но все же чтение в семье должно стать домашней традицией. С рождения мама озвучивает малышу сказки, затем помогает осваивать самостоятельное чтение. Если младшему школьнику тяжело прочитать внушительное произведение, стоит помочь. Можно читать вместе, по очереди.
Это прекрасный способ общения, показывающий, насколько родителям важно образование чада.
Полезно устраивать семейные чтения, делая хитрость: заканчивать читать книгу на интересном месте. Это побудит школьника взяться за книгу самостоятельно.
Важно! Приучать к качественной литературе нужно с умом, постепенно. Нельзя заставлять читать то, что взрослый считает полезным. Навязчивость навсегда оттолкнет от литературы. Поскольку гаджеты заполонили мир, из них нужно извлекать пользу. Появилось много аудиокниг. Школьник не видит текст, но слушает правильную речь, воспринимает информацию на слух.
Фольклор против лени
Про смысл некоторых пословиц о лени стоит поговорить отдельно, например:
- Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.
- Плохо ветвям без ствола.
- Где в семье лад, там ребят хорошо растят.
- Человек трудится – земля не ленится.
Есть веселые поучительные стихи о ленивости для детишек. Например, у Агнии Барто есть произведение «Про ленивого Федота», у Корнея Чуковского «Федорино горе». Читайте, обсуждайте, делайте выводы с чадом.
Во время уборки игрушек, книжек используйте отрывки из известных произведений, простые четверостишия. Пусть родитель заговорит словами Мойдодыра: «Вот теперь тебя хвалю я». У малыша закрепятся положительные эмоции от уборки игрушек.
- Дошколенку, любящему разучивать стихи, подойдет стих:
- Все игрушки по местам Я могу расставить сам, Но гораздо интересней
- Убирать их с мамой вместе.
- Вырастить неленивого ребенка – серьезный труд, который ложится на близких, требует серьезного подхода к домашнему воспитанию.
Ленивый ребенок: как бороться с детской ленью
Хорошо воспитанный ребёнок – гордость любого родителя. Развитие трудолюбия у маленького представителя социума также является частью воспитания. Дети, приучаемые с ранних пор к труду, не только убирают за собой игрушки, но и выполняют без понуканий мелкую работу по дому. А как быть тем родителям, которые пытаются воспитать полезного обществу человека, но их усилия не приводят к желаемому результату? Что делать, если в семье растет ленивый ребенок?
Раздражающий и вызывающий недовольство родителей фактор – детская лень – имеет вполне объяснимые причины. Чтобы понять, почему ребенок ленивый и у него отсутствуют наклонности к физическому труду, следует внимательно проследить и проанализировать поведение малыша.
- Отсутствие мотивации
- Ребёнок, который на протяжении длительного времени с удовольствием занимается любимым занятием, отказывается воспринимать просьбы о помощи или участии в домашней работе.
- Психологические особенности характера
На этот фактор влияет темперамент малыша. Спокойного и медлительного маленького флегматика запросто можно принять за ленивого ребенка.
А он, в силу своих особенностей просто медленно переключается с одного занятия на другое. Бесполезно предъявлять претензии и к детям-холерикам.
Они могут бурно выражать своё несогласие, так как предпочитают заниматься только тем, что им интересно. Просто к таким детям нужен особый подход.
Неспособность оценить собственные силы
Неуверенность в себе внутренне сковывает и порождает страх перед чем-то новым. Такие дети обычно психологически зависимы от своих родителей, не способны на самостоятельные шаги и проявление инициативы.
Обычная усталость
Ребёнок, из которого родители стараются воспитать всесторонне развитую личность, может испытывать физическое переутомление. Поэтому родителям не стоит записывать одновременно во все кружки (вокальные, танцевальные, спортивные) сразу. Любые нагрузки должны быть соразмерны физическому и психологическому состоянию малыша.
Излишний контроль со стороны родителей
Чрезмерная любовь к крохе вызывает у родителей необоснованную жалость к нему. Им кажется, что малышу трудно самому одеваться, кушать, убирать за собой игрушки. Некоторые дети до школы не способны сами себя обслуживать. А ведь первый шаг к развитию трудолюбия – это научить малыша самостоятельности.
Чтобы приучить ребенка к труду, родителям вовсе не следует воспитывать его в спартанских условиях. Достаточно будет постепенно выполнять элементарные вещи. Для начала – самостоятельно обслуживать самого себя. А впоследствии – оказывать посильную помощь семье и окружающим.
Как приучить ребенка к труду: рекомендации педагогов и психологов
Психологами и педагогами написано огромное количество книг, как правильно воспитывать детей. Есть в них и главы, посвящённые развитию, как личности и роли в социуме. Ленивый ребенок, ничего не умеющий делать, вряд ли легко найдёт своё место в жизни.
Личный пример
Всему в своей жизни, и хорошему, и плохому, дети в первую очередь учатся у родителей. Поэтому трудолюбие родителей – лучшая наглядная «картинка». Порядок в доме и чётко распределённые бытовые обязанности приучат малыша постепенно втягиваться в общий процесс.
Благодарность как награда
Вряд ли на белом свете найдётся много людей, которые не любят похвалу. Ни лесть, ни лицемерие, а заслуженную похвалу. Малышу, который нуждается в любви и ласке родителей, будет особенно приятно, если его самостоятельность и даже незначительную помощь по дому будут поддерживать благодарностью и похвалой.
Однако словесную похвалу не стоит заменять какими-то материальными благами (карманные деньги, подарки). Как, впрочем, не стоит приучать малыша к труду угрозой последующего наказания. В семье, где господствует любовь и взаимоуважение, ребёнок скорей поймёт, что его помощь по дому – это вклад в общее семейное дело.
Работа по плечу
Приучая ребёнка к работе, не стоит нагружать его сверх нормы. Первые «задания» должны быть не очень длительными и вполне могут проходить под присмотром мамы или папы. В начале процесса родителям будет лучше делать всё совместно с малышом. Терпеливо и настойчиво приучать собирать игрушки, складывать свои вещи и заправлять кроватку.
На первых порах (особенно молодым родителям) понадобится огромное терпение и выдержка. Не всё будет получаться идеально. Но ведь навыки приобретаются с опытом. Процесс обучения должен происходить исключительно в доброжелательном ключе.
Поощрение инициативы
Иногда ребёнок, которому надоело играть в одиночестве, сам приходит к маме на кухню или к папе, занятому ремонтом по дому. Не все взрослые любят таких «помощников», но этим моментом следует воспользоваться с пользой для всех. Дети иногда вызываются помогать взрослым.
И в это время родителям важно не гнать от себя малыша, а поручить ему какое-то несложное дело. Значимость этого момента состоит в том, что кроха будет вовлечён в какой-то полезный процесс. А это уже будет одним из шагов вперёд в деле приучения ребенка к труду.
Домашние обязанности
Приучив ребёнка к первой самостоятельности, неплохо было бы закрепить за ним какую-нибудь домашнюю обязанность. Это будет дисциплинировать его, и воспитает в нём чувство личной ответственности. Физические нагрузки для каждого ребёнка сугубо индивидуальны. Но есть вещи, к которым необходимо приучать детей, начиная с трёхлетнего возраста. Дошкольник должен уметь:
- собирать разбросанные игрушки;
- умываться и чистить зубы;
- одеваться и раздеваться;
- складывать личные вещи;
- ухаживать за домашними животными;
- застилать кровать;
- поддерживать порядок в детской комнате;
- выполнять мелкие поручения старших.
Дети школьного возраста должны быть приучены:
- готовиться к урокам;
- содержать личные вещи и обувь в порядке;
- помогать поддерживать порядок в доме (выносить мусор, подметать, пылесосить, мыть посуду, полы);
- разогревать пищу;
- заботиться о младших сестрах и братьях.
Советы родителям
Процесс обучения ленивого ребенка труду не должен выглядеть как принуждение к чему-то необходимому, но не очень приятному. Начало этому важному делу может быть положено через игры и поощрения малыша за каждый его успех.
Поручая ребёнку то или иное дело, важно учитывать его физические возможности, наклонности или предпочтения. Если малышу нравится мыть посуду или подметать пол, то не стоит его отговаривать или отмахиваться от него. Лучше подсказать ему, как это правильно делать и со временем он сможет оказывать существенную помощь в быту.
Любой процесс обучения не гарантирует моментальных «дивидендов». Малыш, воспринимающий помощь по дому, как игру, будет постепенно привыкать к порядку. Любовь и навыки к труду сумеют привить только любящие и терпеливые родители. Наградой за это им будет успешная адаптация ребёнка в социуме.
Детская лень: причины и методы борьбы
Далеко не редкость, что многие дети демонстрируют абсолютное нежелание что-либо делать. Например, родители просят помочь по дому, убрать свои игрушки или сделать собственными руками подарок бабушке на день рождения, а малыш или отказывается, или принимается за все с огромной неохотой, хотя само дело никак нельзя назвать сложным или невыполнимым. Скорее всего, он просто ленится. Почему так происходит и как справиться с детской ленью, расскажет «Я — Родитель».
Причины детской лени
1. Неправильное поведение родителей: излишняя опека
Причин детской лени — множество. Однако самые главные из них базируются на неправильном поведении родителей. Задумайтесь, как часто вы перехватывали у своего малыша инициативу: «Ты еще маленький, я сама все уберу!», «Не трогай, а то испортишь!», «Не бери чашку — разобьешь!».
В подобных ситуациях родители попросту лишают ребенка инициативы и не разрешают ему заниматься каким-либо делом, предполагая, что сами справятся быстрее.
В таком случае у малыша может и вовсе пропасть желание стремиться к самостоятельности: зачем, если все равно не разрешат или назовут «неумехой»?
2. Особенности темперамента
Рассуждая, ленивый ваш ребенок или нет, не забудьте остановиться на оценке его темперамента. Может быть, ваш малыш — холерик или сангвиник.
Тогда становится ясно, почему ему не дается работа, требующая концентрации внимания и усидчивости. Скорее ее выполнит сосредоточенный флегматик или меланхолик.
Однако крохи с названными типами темперамента будут с трудом выполнять задания, где необходима быстрота реакции и активное общение.
3. Скука
Причиной лени бывает и банальная скука. Дети всегда очень подвижны: им нужно постоянно бегать, что-то придумывать и куда-то выплескивать свою энергию. Если же родители или воспитатели в детском саду постоянно заставляют их сидеть тихо и не мешать, то веселые и любознательные дети превращаются в грустных и безынициативных.
Иногда встречаются ситуации, когда ребенок не может выплеснуть свою энергию в детском саду и, приходя домой, хочет вдоволь набегаться и наиграться, а родители вместо этого заставляют его заниматься скучными делами — например, убирать игрушки.
То же случается, когда вечернюю прогулку с ребенком мама с папой заменяют на просмотр телевизора: малышу не удается выплеснуть свою энергию — он обижается, злится и, безусловно, ни о каком удовольствии от помощи по дому в таком случае уже не может идти и речи.
4. Непонимание: зачем это делать?
Порой дети просто не понимают, зачем необходимо выполнять то или иное действие. Зачем собирать игрушки, если завтра их снова нужно будет доставать? Зачем утром заправлять кровать, если вечером снова нужно будет в ней спать? Так происходит, когда родители просто требуют от ребенка соблюдения порядка, но не объясняют, почему это важно.
5. Незаинтересованность
Часто ребенок не хочет приниматься за то или иное дело, так как оно ему просто неинтересно. Родителям необходимо дать малышу мотивацию, вызвать в нем желание приняться за какое-либо занятие, наметить его цель. Тогда дети будут стремиться к достижению конечного результата, а он в свою очередь будет приносить им удовольствие.
6. Боязнь неудачи
Возможно, ребенок не берется за какое-то дело, так как просто испытывает страх неудачи. Например, не хочет учить стихотворение, потому что в прошлый раз неудачно прочитал его на уроке и был «награжден» насмешками одноклассников. Здесь уже проблема в неуверенности в себе, вероятно, даже в низкой самооценке.
Как бороться с детской ленью?
Если ваш ребенок ленится, стоит задуматься о том, как исправить ситуацию.
- Не забывайте, что дети впитывают все то, что делают и говорят родители, поэтому в первую очередь присмотритесь к собственному поведению. Если вы вместо приготовления ужина заказываете пиццу на дом, оставляете на ночь грязную посуду в раковине, вечернюю прогулку заменяете на «просиживание» за компьютером или на просмотр телевизора, а вместо утренней зарядки нежитесь в постели лишние двадцать минут — ребенок просто берет с вас пример! Вам нужно изменить собственное поведение, чтобы малыш равнялся на вас.
- Поощряйте самостоятельность ребенка и помните, что чрезмерная опека лишь вредит ему. Ничего страшного не случится, если малыш подметет пол не так чисто, как это сделали бы вы, или же разобьет одну чашку из сервиза, пока расставляет их в серванте. Это не беда и не трагедия!
- Не наказывайте принудительным трудом («За непослушание сегодня будешь мыть посуду!», «Раз не сделал уроки — иди убирайся в комнате!»). Подобные взыскания вызовут в ребенке отвращение к любой работе и абсолютное нежелание трудиться. А нежелание трудиться, в свою очередь, породит лень.
- Почаще давайте ребенку мелкие поручения, только делайте это не приказным тоном, а в форме просьбы. Так малыш почувствует, что вы доверяете ему — это повысит его самооценку. Не ругайтесь, если у него что-то не получается с первого раза, лучше спокойным и доброжелательным тоном объясните, как можно все исправить.
- Составьте расписание домашних дел для всех членов семьи и научите ребенка его придерживаться, закрепите за ним несколько посильных занятий. Но не забывайте следовать расписанию и сами! В противном случае, наблюдая за вами, малыш однажды заявит, что не хочет сегодня убирать игрушки и сделает это завтра, потому что устал.
- Следите за режимом ребенка. Помните, что помимо домашних заданий и выполнения поручений по дому, он должен гулять, играть и полноценно отдыхать (однако обращайте внимание, чтобы ребенок не злоупотреблял такими «ленивым» досугом, как просмотр телевизора и времяпрепровождение за компьютером). Если режим сна, отдыха и работы ребенка постоянно меняется, то сбиваются и его биоритмы, а это провоцирует проблемы со здоровьем и появление плохого настроения.
- Всегда поощряйте стремление ребенка помочь вам. Помните, что лень развивается именно тогда, когда вы запрещаете ему что-то делать. Выполняйте домашние дела вместе с ребенком, придумывайте игровую форму для обычных дел и не забывайте всегда хвалить его за помощь.
Виктория Котлярова
Воспитание: Что вам ближе?
Вы родитель-диктатор или мягкий, всё дозволяющий, воспитатель? Вам кажется, что методы воспитания дают прекрасные плоды, а отношения с ребeнком близки к совершенству? Ответив на вопросы теста, вы узнаете, какие методы воспитания вам ближе.
Пройти тест
Детская лень: как с ней бороться
Детская лень: как с ней бороться
Психологи уверены, что лень у школьников не возникает на пустом месте. Если внимательно понаблюдать за ежедневной жизнью ребёнка, возможно увидеть истинную причину того, что мы привычно считаем детской ленью, апатией и неорганизованностью.
Темперамент
Особенности темперамента – это то, с чем человек появляется на свет, что уже заложено природой. То, что ребёнок ленится учиться, далеко не всегда зависит от ваших воспитательных усилий и от того, достаточно ли усердно он готовится.
Гораздо важнее индивидуальные свойства личности школьника и психологические особенности.
Подвижным детям сложно сосредоточиться на словах учителя и длинном условии задачи; интровертам зачастую непросто даются виды деятельности, требующие активного общения; а медлительный и эмоциональный ребеёнок-мечтатель будет чаще витать в облаках.
Недостаток мотивации
Интерес – вот с чего начинается мотивация. Чтобы научиться успешно бороться с ленью ребёнка, вам нужно показать ему широкие возможности, которые открывает активная жизненная позиция. Покажите на собственном примере, как новые знания и новый опыт способны сделать жизнь более наполненной.
Cтрах неудачи и неуверенность в собственных силах
Лень у детей бывает связана с нежеланием осваивать что-то новое, страхом перед возможной неуспешностью. Например, начало школьного обучения, первый класс: изменился режим дня и степень нагрузки, повысилась утомляемость, ученику приходится многое контролировать самостоятельно.
Перейдя в среднюю школу, ребенок снова сталкивается с повысившимися требованиями. Ну а подростковый возраст несет с собой новые сложности: вопросы самоопределения, выбор профессии.
Переутомление
Усталость вполне закономерно вызывает желание отдохнуть. Оцените нагруженность школьника заданиями и делами и, по возможности, оставьте ему время для ничегонеделания. Психологи подчеркивают необходимость таких пауз: со стороны кажется, что ребёнок ленится, но на самом деле, он думает, размышляет, фантазирует, строит планы – в общем, развивается как личность.
Непонимание с учителем
Если вам кажется, что ребёнок ленится учиться, узнайте, как складываются его отношения с учителем. Ваша задача – показать ребёнку, что вы на его стороне, и только потом разбираться в реальных причинах конфликта и принимать какие-то решения.
Завышенные ожидания родителей
Если вы всерьёз намерены вырастить отличника и в целом безупречную личность, возможно, маленькому человеку просто трудно соответствовать вашим высоким запросам. Вместо того чтобы перенапрягаться, детская психика предпочитает перейти в «режим сохранения энергии». Стоит дать ему развиваться в собственном темпе, побольше хвалить за достижения и любить без всяких условий.
Физиологическая незрелость
Исследования доказали, что до 17–18 лет у подрастающего человека еще недостаточно развиты лобные доли мозга, отвечающие за планирование и оценку происходящего. Получается, что лень подростка – это зачастую просто физиологическая неспособность адекватно спланировать свои действия или оценить последствия бездействия.
Отсутствие чувства времени
Возможно, ребёнок заигрывается в телефон или компьютерную игру потому, что просто ещё не может верно рассчитать, сколько времени займет у него то или иное задание и когда пора переходить к следующему. Помогут тренировки: предсказуемая и многократно отработанная последовательность действий, использование таймера и будильника. Важны и режим дня, и четкое расписание занятий.
Что делать, если ребёнок ленится
Постарайтесь (ни вслух, ни мысленно) не сравнивать вашего ребёнка с его сверстниками или другими детьми – более яркими, успешными или послушными. Не зацикливайтесь на оценках – вместо этого обращайте свое (и его!) внимание на интерес к новой информации, на общий уровень эрудиции и умение пользоваться знаниями.
Важно также найти или создать «зону успешности» – возможность и пространство для того, чтобы ребёнок чувствовал себя уверенно, мог видеть собственные достижения и гордиться ими. Кстати, это не обязательно должны быть школьные дисциплины, спорт или творчество: возможно, ваш ребенок талантлив в дружбе, умеет прийти на помощь или способен тонко чувствовать?
Советы родителям
- Давайте конкретные поручения Неправильно: «Хватит валяться, сделай что-нибудь!» Правильно: «Пожалуйста, разбери посудомоечную машину».
- Уважайте ритм ребенка Неправильно: «Немедленно садись делать физику!» Правильно: «Напоминаю: у тебя еще час, чтобы отдохнуть, а потом уроки».
- Позвольте столкнуться с последствиями Неправильно: «Пятый раз напоминаю – отнеси вещи в стирку!» Правильно: «Нечего надеть? Сочувствую, но в стиральную машину попадает то, что лежит в корзине для белья».
- Отмечайте прогресс Неправильно: «Давай ты всегда будешь делать уроки так хорошо и быстро». Правильно: «Смотри, ты не отвлекался и справился за два часа. Здорово!»
- Победителя ждет награда Неправильно: «Убрал в своей комнате? А это что за пыль?» Правильно: «Как мне нравится, что тут порядок! Теперь можем вместе посмотреть новый фильм».
Как правильно похвалить ученика?
Каждому преподавателю известно, что похвала — один из действенных способов повлиять на ученика. Грамотная похвала способна повысить мотивацию и самооценку ребёнка, стимулировать его развитие, привить интерес к обучению. Для каждого важно признание и одобрение, и поддержка учителя в процессе обучения играет очень значимую роль. Но как и в любом деле, здесь важна мера.
Чтобы похвала приносила только пользу, следует помнить несколько главных принципов:
1. Будьте искренни. Чрезмерная похвала обесценивается: пусть лучше она будет заслуженной и обоснованной.
Это не вызовет зависти у других учеников и не сформирует ложную уверенность, что всё даётся легко.
Похвала не должна состоять из одних только слов, подкрепляйте ее жестами и мимикой — язык тела наиболее искренен. Простая улыбка воздействует на детей сильнее и эффективнее, чем сухая фраза.
2. Поощряйте старательность. Хвалите детей за старания, а не за их природные способности, интеллект или личность. Иначе это может привести к необъективно завышенной самооценке ребенка, неправильному восприятию своих способностей и достижений.
Если ученик хорошо выучил стихотворение, не стоит говорить ему : «Ты рассказал выразительно и без запинок, у тебя феноменальная память!», лучше похвалить конкретно его трудолюбие: « Сразу видно, ты ответственно подошел к заданию, хорошо учил и работал над интонацией, поэтому рассказал замечательно!».
3. Используйте «Я-послания». Этот метод сближает преподавателя и учеников, а потому является более действенным.
Его суть заключается в том, что учитель адресует похвалу от себя самого, подчеркивая личную заинтересованность в успехе ребенка, соучастие и сопереживание.
Например : «Я очень благодарна тебе за такой интересный доклад и продуманное выступление» или «Я рада, что ты стал больше читать и упражняться, теперь ошибок в диктанте стало намного меньше».
4. Акцентируйте внимание на конкретных успехах. Пусть ребенок четко понимает, за чтоего хвалят, что именно ему в данной ситуации удалось сделать хорошо.
Избегайте общих фраз вроде: « Ты умница! Настоящий художник/поэт/ученый!», уделяйте внимание деталям и подчеркивайте конкретные успехи: «Здесь у тебя очень удачно подобрана рифма/хорошо получилось изобразить вазу объемной», «В твоём докладе проблема представлена с разных сторон, удачно используешь основные методы научного подхода». При этом, никогда не заканчивайте похвалу критикой и негативом, это сведет всё одобрение на нет : «Ты написал этот диктант совсем без ошибок, но работа очень грязная и почерк корявый», лучше используйте обратную структуру : «В домашней работе тебе плохо давались решения задач и было много ошибок, но с этой контрольной ты справился замечательно, даже решил последнюю задачу необычным способом».
5. Не сравнивайте с другими. Не надо говорить ребенку, что он делает это лучше, чем его одноклассник. Постарайтесь не заводить «любимчиков», а если такие уже имеются, то хвалите их наедине, одновременно уделяя внимание на уроке ребятам, которые остаются «в тени». Не настраивайте класс против одного ученика.
Например, если никто не сделал домашнее задание, кроме одного-двух человек, не надо позиционировать их как «единственных примерных учеников», чтобы пристыдить остальных. Это только создаст напряженную обстановку в коллективе. Лучше поблагодарите подготовленных учеников за ответственный подход к домашнему заданию после уроков.
Учитель — проводник в мир знаний и поддержка ученика. Разумная похвала от педагога обязательно поможет ребенку достичь успеха в процессе обучения.
Детская лень или как бороться с детской ленью
Отвечу сразу — никак. И вот почему. Лень — это не причина детского поведения, это результат. Искоренять следствие, не разобравшись с причиной, недальновидно. Поэтому разбираться будем с причинами детской лени и апатии. Дети нас не слышат, дети на нас смотрят.
И если ребёнок с детства видит примеры лени в своём окружении, то скорее всего лень для него станет нормой. Что делать.
Если вы родитель, проанализируйте беспристрастно, какой пример вы подаёте ребёнку, что делаете в свободное время, как проводите досуг, что видит ваш ребёнок.
Создайте вместе с ребёнком список или расписание дел, которому вы в первую очередь будете соответствовать и исполнять.
Дети — это сгусток энергии, данной природой, чтобы изучить весь этот новый мир вокруг. Представляете, какой потенциал в маленьком теле ребёнка заложен!
Ограничивать поток энергии чревато негативными последствиями, среди которых скука и лень. Действительно зачем что-то делать, если «так нельзя», «это нельзя», «не шуми», «не мешай»… В таких условиях пропадает заинтересованность чем бы то ни было заниматься.
Что делать.
Понять, что дети — это дети и детям многое можно. Это определённый период жизни, который проходит каждый человек в процессе взросления. Этому возрасту характерны эмоции и куча энергии. Давайте детям выплёскивать эту энергию.
Отсутствие уверенности в своих силах и страх поражения, что у ничего не получится. Страх и неуверенность порождают нежелание что-то делать., ведь потерпеть поражение — это очень обидно для любого человека, а для маленького человека это тяжелее многократно.
Что делать. Поддерживайте ребёнка в любых начинаниях. Хвалите его, даже если результат далёк от идеала. Никогда не заставляйте ребёнка сомневаться в своих силах. Проявляйте интерес к его или её деятельности. («мне очень нравится, когда ты занимаешься спортом», «у тебя так хорошо получается рисовать, я всем своим друзьям показываю твои рисунки», «ты действительно старался, это видно»)
Главная задача родителей — воспитать ребёнка так, чтобы он мог наилучшим образом обходиться без родителей.
Чрезмерная опека, как и страх, убивают мотивацию и порождают лень. Всё само сделается, вопрос сам решится.
Что делать.
Давать самостоятельно действовать, взвешивать и принимать решения. Просите ребёнка о помощи или давайте лёгкие указания в дружеском тоне («если ты поможешь мне с посудой, мы сможем больше поиграть», «можно попросить тебя выполнить ответственное задание?…»)
Зачем делать что-то. Маленькому человеку порой непонятны вещи, которые банальны для взрослого. Зачем мыть руки, вернувшись домой с улицы, зачем ходить на тренировки, зачем убирать за собой игрушки.
Что делать. Объяснять детям, используя понятные им аргументы и ценности, почему что-то делать хорошо и что-то делать плохо.
Люди бывают разные: кто-то более активен, кто-то менее. Если ребёнку больше нравится спокойные игры и задания, это не лень, когда он не проявляет желание к более активным видам деятельности. И наоборот, ребёнок не может сосредоточиться на кропотливой работе, но отлично проявляет себя в активных занятиях.
Что делать. Принять ребёнка и его темперамент. Объяснить ребёнку, какую пользу несёт для него то, что ему в виду его темперамента не очень нравится. Хвалить за малейшие успехи.
Вакулин А.